Важнейшим итогом 28-й Конференции сторон Рамочной конвенции ООН об изменении климата в Дубае стало подписание Декларации об увеличении в три раза к 2050 году мировой мощности ядерной энергетики. Декларацию на момент объявления подписали 22 страны с четырех континентов, включая США
В Декларации заявлено о ключевой роли ядерной энергетики в достижении глобальных нулевых выбросов парниковых газов к 2050 году, а также в сохранении предела повышения температуры на 1,5 °C и достижении Цели устойчивого развития.
Участники Декларации согласны с тем, что новые ядерные технологии могут занимать небольшую территорию и размещаться там, где это необходимо, а также хорошо сотрудничать с возобновляемыми источниками энергии. Дополнительно подписанты обязуются мобилизовать инвестиции в атомную энергетику, в том числе посредством инновационных механизмов финансирования.
Всем заинтересованным сторонам предлагается поддерживать разработку и строительство небольших модульных и других усовершенствованных реакторов для производства электроэнергии, а также для декарбонизации, например, для производства водорода или синтетического топлива.
Перечень участников включает: США, Болгарию, Канаду, Чехию, Финляндию, Францию, Гану, Венгрию, Японию, Республику Корея, Молдову, Монголию, Марокко, Нидерланды, Польшу, Румынию, Словакию, Словению, Швецию, Украину, Объединенные Арабские Эмираты и Великобританию.
Принятие Декларации фактически завершает многодесятилетнюю борьбу против ядерной энергетики убедительной и окончательной победой атома. Одновременно документ стал сильнейшим ударом по возобновляемой энергетике − средства, которые будут вкладываться в АЭС, не будут потрачены на ветрогенераторы и солнечные панели. Это было понятно еще в 2011 году, когда правительство Меркель приняло план поэтапного отказа Германии от атомной энергетики − одним из соображений было то, что ядерная энергетика создает потенциальный риск для быстрого развертывания энергетической системы, полностью ориентированной на ВИЭ.
Интриги вокруг Декларации добавляет подписание на СОР28 116 странами Глобального обязательства в три раза увеличить мощности по производству электроэнергии из возобновляемых источников. «Возобновляемый» − не то же самое, что «безуглеродный». В ЕС ядерная энергетика была признана «безуглеродной» («зеленой»), но не была признана «возобновляемой», как ветрогенерация, солнечные панели и отходы фритюрного масла. Лидер европейской ядерной энергетики Франция нашла оригинальный выход из ситуации.
Европейская комиссия потребовала, чтобы к июню 2023 года страны-участники представили обновленные проекты национальных планов по энергетике и климату (NECP) к 2030 году. Цель − достигнуть 42,5% ВИЭ в общем энергопотреблении блока. Однако в представленном Францией плане цель по ВИЭ не упомянута, вместо этого говорится о «декарбонизированной» энергетической цели, включающей ядерную энергетику, что, в принципе, противоречит директиве ЕС. Другие страны послушно указали свои цели по ВИЭ, например, Германия − 40%, Австрия − 46%-50%, Чехия − 30%. Французы обещают добиться 58%-ной доли, но для «декарбонизированной», объединив ВИЭ и ядерную энергию в одном расчете.
Если Франции сойдет с рук такая вольность, ее примеру наверняка захотят последовать другие страны, что даст им возможность выбирать, на что тратить деньги − на ВИЭ или ядерную энергетику, не поднимая открытого бунта против надсмотрщиков «зеленой тюрьмы» ЕС.
Обнародование Декларации не стало сенсацией для ядерной индустрии. Еще в начале октября в США состоялся «Саммит по политике в области ядерной энергетики 2023: Ускорение достижения нулевого уровня выбросов», организованный Глобальным энергетическим центром Атлантического совета в партнерстве с Эмиратской корпорацией по атомной энергии. На мероприятии выступил специальный представитель президента США по климату Джон Керри, заявивший: «Мы должны признать реальность. Мы должны отказаться от постоянного сжигания ископаемого топлива… Большинство ученых скажут вам, что … мы не сможем выйти на „чистый ноль“ к 2050 году, если у нас не будет „соединения“, „смеси“ энергетических подходов в новой энергетической экономике. И одним из этих элементов, который является основным во всех моделях, которые я видел, является атомная энергия». В Нью-Йорке также было объявлено об учреждении Net Zero Nuclear − инициативы, направленной на «обеспечение полной реализации потенциала атомной энергии в содействии декарбонизации глобальных энергетических систем путем продвижения ценности атомной энергии и устранения барьеров на пути ее развития».
Таким образом, администрации Байден пришлось пойти на уступки американской промышленности, которой нужна дешевая и надежная электроэнергия. Пример ускоряющейся деградации Германии у всех перед глазами.
А в Германии тем временем происходят события, по фундаментальности затмевающие все описанные выше соглашения − христианские демократы и СВДП хотят вернуться к ядерной энергетике (!). В интервью порталу Frankfurter Allgemeine Zeitung премьер-министр Баварии Маркус Седер (ХСС) подчеркнул, что «сейчас необходимы фундаментальные политические изменения, особенно в области энергетики». По его словам, существующие реакторы Германии должны быть «немедленно» перезапущены на время кризиса. Йенс Спан (ХДС) назвал остановку новейших реакторов Германии «в разгар энергетического кризиса» «серьезной ошибкой правительственной коалиции». «Эти электростанции должны вернуться в строй как можно скорее», – добавил политик. Он также выступил за строительство атомных электростанций последнего поколения. 35 лет тотальной антиядерной пропаганды буквально с детского сада – коту под хвост!
Объявление о «ядерном ренессансе» не приведет к быстрому изменению конфигурации мировой энергетики и полной ликвидации сомнений в целесообразности строительства АЭС, особенно в развитых странах с множеством технических и бюрократических ограничений. На графиках из британского источника представлена стоимость мегаватта мощности АЭС в миллионах британских фунтов по странам и проектам, разница между Южной Кореей и США составляет 4,6 раза.
Стоимость строительства мегаватта мощности АЭС по странам в миллионах британских фунтов
Стоимость строительства мегаватта мощности АЭС по проектам в миллионах британских фунтов
В Hinkley Point C в Британии, которую строит французская EDF, используется конструкция реактора EPR-1750 (сокращение от European Pressure Reactor мощностью до 1750 МВт), которая также использовалась во Франции, Финляндии и Китае. Источник указывает почти пятикратную разницу между стоимостью строительства Тайшаньской АЭС и самой последней оценкой стоимости Хинкли-Пойнт-С несмотря на то, что обе они используют одну и ту же конструкцию реактора.
Одна из причин – отсутствие квалифицированных строителей. EDF была вынуждена открыть в Великобритании «академию» сварщиков-ядерщиков, ибо за годы без новых строек они исчезли с территории страны.
На этом попалась американская Westinghouse. Ее реакторы AP1000 в Китае были построены и запущены без особых происшествий, а в США из четырех заказанных реакторов строительство двух было отменено в середине работы, и только один в Vogtle был завершен с опозданием на семь лет и значительным превышением сметы. Неудача в значительной степени была вызвана потерей ядерных компетенций, например, большая часть модульных деталей была произведена Shaw Group, производителем промышленных труб из Техаса, не имеющим опыта в атомной энергетике, чья продукция страдала от некачественного изготовления и дефектных сварных швов.
Рост стоимости реакторов в США
Заказчиков останавливают неоправданно растянутые сроки строительства реакторов, особенно в развитых странах. На графике приведены обобщающие данные − только 21% реакторов укладывается по срокам строительства менее чем в 5 лет.
Сроки строительства АЭС
Возрождением интереса к атому США обязаны Дональду Трампу, считает автор Bloomberg. Его администрация была первой, кто забил тревогу по поводу поддерживаемого государством продвижения России и Китая в глобальный сектор ядерной энергетики. Первые попытки были сосредоточены на том, чтобы оставить реакторы открытыми, за десятилетие с 2013 года в США было закрыто 13 реакторов по экономическим причинам. Трамп ввел стимулы, чтобы компенсировать АЭС низкие цены на конкурирующий газ, а регулирующие органы начали продлевать срок службы реакторов до 80 лет — по крайней мере, в два раза больше, чем было первоначально рассчитано для многих реакторов. Шесть реакторов получили продление на срок до 80 лет, а операторы еще 25 реакторов подали заявки или объявили, что будут добиваться такого же продления
США продлевают срок службы старых реакторов
Число коммерческих реакторов в США
Большинство новых атомных электростанций строятся в Китае, Южной Корее и Индии. Россия строит больше всех реакторов, но почти все за рубежом.
Страны-лидеры по числу проектов строительства АЭС
.png)
Согласно официальному сайту «Росатома», в настоящее время корпорация сооружает в России 3 новых энергоблока. Портфель зарубежных заказов включает 33 блока на разных стадиях реализации.
Сейчас о желании иметь собственные атомные котлы объявили многие страны в разной степени готовности непосредственно к началу строительных работ. В нынешнем состоянии отрасли на набор скорости строительства в мировом масштабе потребуются годы, но когда это случится, остановить ядерный ренессанс будет невозможно.
***
Комментарий ИРТТЭК. Ренессанс ядерной энергетики − это, прежде всего, признание мировым политическим истэблишментом неспособности возобновляемой энергетики, ветровой и солнечной генерации, решить проблемы энергоснабжения. Атомные электростанции, в несколько раз уступающие ветрогенераторам (не говоря уже о солнечных панелях) по скорости строительства и капитальным затратам, возвращаются на то место в мировой энергетике, откуда они были изгнаны «зелеными бесами». Кроме того, победа атома над ВИЭ неявно снижает противодействие энергетике на ископаемом топливе, как «переходному этапу» к безуглеродным АЭС. «Вот построим АЭС и откажемся от угля» − под таким лозунгом мировой экономике придется жить не одно десятилетие.