Африканский геотермальный сектор энергетики на подъеме. Ожидается, что к 2050 году он сможет привлечь не менее 35 миллиардов долларов инвестиций и обогнать по мощностям Европу, по данным Rystad Energy. Как развивается это направление и за счет чего африканские страны собираются продвигать свою геотермальную энергетику, рассказывает Институт развития технологий ТЭК (ИРТТЭК)
Африканский геотермальный сектор энергетики на подъеме. Ожидается, что к 2050 году он сможет привлечь не менее 35 миллиардов долларов инвестиций и обогнать по мощностям Европу, по данным Rystad Energy. Как развивается это направление и за счет чего африканские страны собираются продвигать свою геотермальную энергетику, рассказывает Институт развития технологий ТЭК (ИРТТЭК).
Население африканских стран растет быстрыми темпами и уже к 2030 году должно превысить 1,7 милларда человек, по некоторым прогнозам. Все эти люди будут нуждаться в столь же быстром росте энергоресурсов. И одним из таких ресурсов должна стать геотермальная энергетика.
Конечно, до мировых лидеров вроде США или Исландии, которая на 99% питается геотермальной энергией, африканским странам далеко. Тем не менее, есть очевидные лидеры, которые к тому же обладают перспективами роста. Например, Кения, которая уже сейчас на 40% обеспечивается геотермальной энергией, а к 2030 году надеется увеличить этот показатель до 50%.
Именно по ее территории проходит великая Рифтовая долина, главная причина африканских геотермальных надежд, протянувшаяся от Малави на юге и почти до Красного моря на севере. Строительство геотермальных скважин на территории долины технически не имеет серьезных сложностей: в среднем инженерам требуется бурить до 4000 метров, а в некоторых случаях всего 900 метров.
В Кении с 2014 года функционирует самая крупная в мире геотермальная электростанция Олкария IV мощностью 140 МВт. Деньги на ее строительство собирали со всего мира, от Всемирного банка до Европейского инвестиционного банка, а в строительстве участвовали японцы и корейцы. А первая геотермальная электростанция в Кении была построена более 40 лет назад, тогда ее мощность была относительно невелика и составляла 45 МВт.
Сегодня Кения входит в десятку крупнейших производителей геотермальной энергии в мире, а главная электрогенерирующая компания – KENGEN — производит 799 мегаватт (МВт). Сейчас эта восточноафриканская страна является седьмым по величине производителем геотермальной энергии в мире. При этом неиспользованных ресурсов страны достаточно, чтобы в пять раз удовлетворить пиковые потребности в энергии, как утверждают местные власти.
Кения развивается сама, но при этом не забывает и о соседях. Увеличив свои геотермальные мощности на 375% с 2010 по 2022 год, кенийцы накопили бесценный опыт и теперь участвуют в проектах в Эфиопии и Джибути, помогая этим странам нарастить собственный потенциал. Пока же та же Эфиопия почти на 90% обеспечивает себя гидроэнергетикой, весьма популярной в Африке. Но гидроэнергетика с африканской подверженностью климатическим изменением – вещь в некоторой степени ненадежная, так что страны, имеющие потенциал в области геотермальной энергетики, стараются развивать это направление. Это смягчает риски и снижает зависимость от одного только источника.
В итоге уже сейчас есть прогнозы, что общая установленная мощность в Африке увеличится более чем вдвое к 2030 году, причем за счет уже запланированных проектов, то есть шанс вроде бы высок. В отличие от солнца и ветра, геотермальная энергия обеспечивает более стабильный источник энергии. Однако, для Африки с ее вечными политическими кризисами этого недостаточно, и, если страны континента и правда хотят привлечь инвестиции и обогнать Европу, к этому вопросу им необходимо будет подойти более комплексно.